Поиск по этому блогу

понедельник, 21 июля 2014 г.

Еще один вопрос коллегам...

Я у В.Н. Кухаренко во время Skype-Встречи услышала, а К. Бугайчук прямо на это ссылается: персональная учебная сеть - это ЗБР? Я понимала это несколько иначе...
Говоря о зоне ближайшего развития, многие, например,  приводят пример задания, которое пока еще ребенок не может выполнить без помощи взрослого... Помогая ребенку в обучении при выполнении поставленной задачи, взрослый помогает ему, освоив новые знания и способы деятельности, перейти на следующую ступень развития, которую мы и называем зоной ближайшего развития. Так обучение обеспечивает развитие...
Говоря о персональной учебной сети, мне кажется, что она не должна отождествляться с ЗБР. Она, как тот взрослый и мудрый наставник, помогает нам в развитии, поднимая на новую ступень...
Я не права?


15 комментариев:

  1. Выготский подразумевал под зоной ближайшего развития не столько взрослого, сколько потенциал к обучению ребенка, который у него есть по сравнению с теми умениями, которыми он владеет сейчас. Ребенок как бы в трех кругах: первый круг малый, ближний к нему - это зона актуального развития (что он уже умеет делать сам). Третий круг внешний, самый большой - это то, что он не может сделать сейчас, ни с помощью, ни без помощи других людей. А между этими кругами есть средняя зона, то что ребенок может сделать если ему помочь, с тем, чтобы после этого он смог сделать это сам (расширил свою зону актуального развития) Развитие ребенка происходит за счет расширения зоны актуального развития (ребенок научился чему-то). Это может происходить не обязательно только со взрослым, но и с другими детьми. Зависит от возраста ребенка. Другими словами, зона ближайшего развития - это любое взаимодействие с другими людьми с целью обучения (расширения зоны актуального развития). Только ребенок не может им еще управлять, и это становится задачей родителей и педагогов, а взрослый может расширять свою ЗАР сам, включая нужных людей в ЗБР. Если создавать персональную учебную сеть, то все кто в нее попадают, оказываются в ЗБР.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вита, я очень рада, что Вы откликнулись ;) Нужен был совет профессионала! Все встала на свои места ;)

      Удалить
    2. Вита, еще раз перечитываю... Так ЗБР характеризует саму среду или процессы в среде? Или вопрос некорректен?

      Удалить
    3. ЗБР - еще называют буферной зоной развития: уже не там, но еще и не тут. Поэтому, скорее соглашусь, что это процесс.

      Удалить
  2. Ольга, Вита, спасибо за ваш диалог! Я вчера тоже зацепилась с недоумением именно за это утверждение: "персональная учебная сеть - это ЗБР". Еще не успела задать вопрос, а уже получила ответ :)

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, я напрямую у Виты хотела спросить, зная ее квалификацию. Она так сама быстро откликнулась! Спасибо :) Сегодня на Skype-встрече это тоже обсуждали... Мы все-таки с тобой родственные души ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово, что мимоходом нам удается еще и в психологии разобраться!

    Запись вчерашней встречи есть тут:
    http://colonline.blogspot.com/2014/07/skype.html (видео)

    и тут: https://drive.google.com/folderview?id=0ByDBpDiMIhiBWGlnMGIxRXVmOHM&usp=drive_web (аудио, см. файл от 21.07)

    ОтветитьУдалить
  5. Мне лично удалось найти лишь одно определение ЗБР у самого Выготского. Выготский определил зону как «дистанцию между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками».

    Исследовали обращаются с этим концертом достаточно вольно. Так, в теории Энгестрёма этот концепт был переопределён с индивидуального уровня на уровень коллективной деятельности:

    «Это расстояние между текущими повседневными действиями индивидов и исторически новой формы социальной деятельности, которая может быть коллективно создана в качестве решения противоречия, потенциально существующего в повседневных действиях». (Engeström. Expansive Learning. 1987. С. 174.)

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, здесь текст Ярмахова. Заход на персональную учеб среду через концепт збр https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=9&showentry=4831

    ОтветитьУдалить
  7. Владимир, вольные трактовки потому, что Выготский заговорил о ЗБР перед самой смертью. Он не успел полностью расскрыть это понятие, а лишь зафиксировал главное. Но этого было достаточно, чтобы повлиять на всю дальнейшую судьбу педагогики и психологии. Если разобраться в том, о чем говорил Выготский, то и дальнейшие трактовки становятся понятными. Немного написала об этом в своем блоге. http://ecovitainfo.blogspot.com/2014/07/blog-post_102.html

    ОтветитьУдалить
  8. Все верно, кроме одного:
    Сеть и PLE - это сеть и PLE.
    ЗБР - это характеристика уровня развития ПСИХИКИ
    (ребенка, у Выготского), это характеристика психических процессов, внутреннего психического состояния, а не та или иная конфигурация веб-сервисов, используемых для обучения и развития человека.

    ЗБР - феномен психического. Говорить ЗБР это (есть) PLE - ИМХО, не совсем корректно. PLE едва ли принадлежит к психическому.

    И едва ли можно согласиться с Витой, что ЗБР - "это любое взаимодействие с другими людьми с целью обучения (расширения зоны актуального развития)". Это ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ ребенка (человека, быть может) решать задачи с помощью другого человека (родителей, учителя, у Выготского).

    Исследовать ЗБР в рамках сетевого взаимодействия с другими людьми, тем более взрослыми - продуктивная идея. Если мы при этом потенциально готовы и способны РЕШАТЬ свои задачи благодаря взаимодействию с другими.
    Например, не путать и тем более не отождествлять PLE и ЗБР

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, тезка, если бы иные основатели "коннектиивизма" и эксперты и думали, прежде чем, говорить, и понимали бы, что говорят, а главное, говорили бы не ради того только, чтоб типа "курс" провести, а в интересах какого-то дела - коннективизм в обучении, а не "правильная" "метафора обучения" вполне бы получился

      Удалить
    2. Владимир, я правильно понимаю, что ЗБР характеризует тот уровень психического развития, к которому объективно уже подходит субъект, но еще не подошел.... И надо создать условия для перехода на этот уровень?... А сеть - это как раз те условия, которые помогут ему перейти в этот "новый круг"?

      Удалить