Поиск по этому блогу

суббота, 19 июля 2014 г.

Над чем я размышляю...


Завершается первая неделя обучения... Очень хотелось построить какую-то схему, визуализировать процесс обучения. Но что мы визуализируем, говоря о коннективистском курсе? И как я строю свою сеть?...
Поскольку в теории коннективизма "учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно происходят сдвиги основополагающих элементов", то, естественно, что на статической модели мы видим некий "срез" в определенный момент времени. А для построения более или менее достоверной модели нужны средства анимации (однозначно!). Вся суть модели должна быть отражена в динамике развития сети. Это я наблюдаю и при построении своей сети. Да, подтверждаю. Сеть разрастается, есть приватное общение, есть публичное... Идет укрепление старых связей (эти ребра графа должны стать толще или получить более яркий окрас), появление новых (это влечет добавление линий, иллюстрирующих сетевое знакомство с новыми людьми или новые типы отношений с уже знакомыми).
В мою сеть уже встроены не только участники (опосредованно через авторские блоги), но и некоторые источники информации, к которым обращаюсь чаще всего (поскольку с авторами нет и не может быть даже сетевого контакта, то, думаю, что в качестве узлов сети в этом случае выступают именно источники). Поэтому я не могу определить ключевой вопрос для слова сеть: кто? или что?  И коллеги мне практически не помогли... Спасибо Елене Смутневой и Владимиру Наумову за отклики ;) 
"Учить сеть" = "Учить себя"? Ведь это моя сеть?
Один вывод для меня очевиден: пока построение сети для меня цель, направленная на профессиональное саморазвитие. Но цель начинает быть средством этого развития. И я ощущаю эти внутренние приращения...

Следующая мысль о формальном, неформальном и информальном обучении... Внимательно прослушав Skype-встречу (еще раз искренняя благодарность Нине Ананьевне) , участницей которой я не смогла быть, заметила, что коннективистский курс однозначно отнесли к неформальному обучению.  По моим первым ощущениям, этот курс имеет определенную долю информального подхода.
Читаю. Вижу работы экспертов этого курса:
В. Кухаренко. Формальное, неформальное, информальное и социальное в дистанционном обучении
Есть и другие источники: 1, 2, 3, 4 ...

На мой взгляд, границы между неформальным и информальным образованием весьма размыты и доля информального образования при дистанционном обучении значительно возрастает. В принципе, она присутствует даже в формальном образовании (рис. а): пришли с курсов повышения квалификации и обсудили что-то в учительской, встретили  тематический пост в сообществе - прочитали, оставили комментарий, вступили в дискуссию... В случае неформального образования (особенно, сетевого курса) выход за пределы предложенной образовательной среды становится естественным  и доля информального значительно возрастает. Особенно, на мой взгляд, это характерно для cMOOC (успех обучения на котором, как и в случае информального образования будет полностью зависеть от образовательной активности обучающегося, его готовности потенциал построенной им сети превратить в действенное средство своего развития), когда наряду с общей целью в явном виде присутствуют и персонифицированные цели участников...


После публикации И.Травкина  еще читаю о теории хаоса, погружаюсь в теорию коннективизма... А домашнее задание еще не выполнила :(




3 комментария:

  1. Ответы дает Иван Травкин
    http://www.youtube.com/watch?v=vBzgvVDHbVA&feature=youtu.be

    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень понравилась Ваша мысль "цель начинает быть средством этого развития". Забыл обратиться к ней во время встречи, а сейчас перечитал сообщение и снова хочу это сделать. Нам нужна своя цель, поставленная нами, потому что это едва ли не единственное средство развития для взрослого человека. Зачем нужен фасилитатор в андрагогике? Он, по сути, с целью и работает -- помогает нам ее видеть (в андрагогике полагается, что человек приходит с потребностью, какими-то представлениями о том, чему он хочет научиться; фасилитатор эти представления превращает в цель на уровне средства). В коннективизме наша цель становится средством в том смысле, что она воплощается в "конфигурациях" наших персональной среды и сети, настроенных на то, что нам, именно нам, нужно здесь и сейчас.

    ОтветитьУдалить