Поиск по этому блогу

понедельник, 21 июля 2014 г.

Тема 2. Домашнее задание

Часть 1. Ответы на вопросы.
Очень грамотно подобраны материалы для погружения в тему "Персональная/профессиональная сеть". Мне бы только хотелось убрать знак "/" из названия. Почему? Второе определение я вижу  как уточняющее, конкретизирующее тот сегмент персональной сети, о котором идет речь на курсе. Вполне очевидно, что у каждого из нас есть еще и различного рода увлечения, пристрастия (!), которые являются предметом исследования в сети просто поводом в ее погружение (например, на ресурс http://www.kinopoisk.ru/ я заглядываю достаточно часто!).
  • Персональная учебная сеть — просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива?
Да, сегодня, персональную учебную сеть мы можем рассматривать как серьезную потенциальную  альтернативу формальной системе повышения квалификации. Что стоит за словом "сегодня" и почему "потенциально"? 
Прежде всего, это конечно контент сети... В 1998 году мне в учебном заведении обеспечили доступ к сети, но в рунете на тот момент времени были лишь единичные образовательные ресурсы, проекты и т.п. высокого профессионального уровня, которые я могла бы показать или в которые я могла бы привести студентов. Трудов ученых  в сети практически не было (только на уровне тезисов конференций): "мода" на публикации еще не пришла, а оцифровка существующих традиционных источников только начиналась (мы сами делали электронный словарь по педагогике на основе 13 учебников). Практически не был представлен и практический опыт педагогов. И, самое главное, не было моей профессиональной сети, в которую я могла бы пригласить своих студентов...
Во-вторых, сегодня мы можем говорить о различных сервисах сетевого взаимодействия и транслирования коллективного знания и опыта. О них детально говорит эксперт К.Бугайчук. И без устойчивых навыков владения этими сервисами построение персональной профессиональной сети невозможно. Это, пожалуй,  сегодня главное, почему персональную учебную сеть мы можем рассматривать как серьезную   альтернативу формальной системе повышения квалификации пока лишь потенциально или адресно (говоря о конкретном субъекте или группе субъектов, имея в виду уровень их технологической готовности к обучению в сети). 
Таким образом, если с точки зрения анализа контента мы можем констатировать факт, что накопленные в сети знания претендуют даже на избыточную базу знаний для потенциального пользователя сети, то вопрос о том, станет ли сеть, действительно, альтернативой формальной системы квалификации, зависит от его технологической готовности выстроить свою персональную сеть. Замечу лишь, что, наверное, имеет место быть и психологическая готовность, которая, в свою очередь, определяется и личными качествами субъекта, и, опосредованно,  технологической компетентностью...
  • Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?
Является ли наличие персональной профессиональной сети критерием оценивания профессионализма? Наверное, да. Еще в далеком 1999 году (только начала вести курс "Информационные технологии в образовании") я говорила студентам, что за рубежом принято иметь персональные сайты, вести консультации в режиме on-line (тогда, преимущественно, это были форумы). И я помню как я боялась вопроса о том, что же я могу показать в сети... Именно поэтому я активно включилась в сотрудничество с Роботландским сетевым университетом. Так что наличие персональной профессиональной сети - это вызов информационного общества, как это ни пафосно звучит...

Часть 2. Что еще "зацепило"...
Конечно, очень "в тему" оказалась публикация статья, рекомендованная Иваном: 
Тобин, Д. Р. Создай персональную учебную сеть (перевод В. Нюренберга) /оригинал на английском.
В статье описана четырехэтапная модель обучения в сети, которая включает:
Этап 1: Данные
Этап 2: Информация
Этап 3: Знания
Этап 4: Мудрость
Все очень логично, понятно, но... У меня, например, есть несколько иное понимание понятий "данные", "информация", "знание". 
Что касается мудрости... Согласна, что это собственно, конечная цель профессионального развития. И если анализировать подходы к решению профессиональных задач, то я бы выделила знания вообще и эвристику. Эвристика - это, в моем понимании, знания основанные уже на собственном опыте специалиста. И это созвучно понятию "профессиональной мудрости". В принципе, их можно рассматривать, наверное, как синонимы. Так как же мы идем к этой "профессиональной мудрости", выстраивая свою профессиональную сеть?

Этап 1. То, что автор называет данными, фактические есть знания, но пока еще не присвоенные пользователем. Причем, эти знания разделяют на декларативные (факты, сведения, те же данные, которые представлены в таблицах, базах, инфографике...) и  процедурные (которые определяют алгоритмы обработки декларативных знаний). Еще раз сошлюсь на мнение  эксперта.  К.Бугайчук говорит о том, что многие в сеть идут за ответом на вопрос Что? (преимущественно, это декларативные знания), другие - на вопрос Как? (а это - процедурные). И, по-моему, если для экономиста-аналитика важнее знания декларативные, то участникам педагогического сообщества в большей степени интересны технологии, методики и т.п., относящиеся к процедурным знаниям.

Этап 2. Получение индивидом информация. Что в этом случае я понимаю под этим термином? Конечно, есть разные подходы к определению этого термина. В рассматриваемом контексте мне ближе всего определение С.В. Симоновича: "Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов". Если следовать логике первого пункта, я бы сказала, что информация - это продукт взаимодействия декларативных и процедурных знаний. Какой я пример привожу студентам, показывая логичность этого определения.
Если маленького ребенка попросить ответит на вопрос "Который час?" он может сказать, куда показывают маленькая и большая стрелки (он владеет данными!), но не ответит на вопрос (потому что не владеет методом!). И любой взрослый не может точно ответить на этот вопрос, хотя он владеет "методом", если например, у него нет часов (утопично, но, например, у него к тому же нет телефона, планшета и т.п.).
Что еще бы я отметила, характеризуя этот этап? Именно с него может осуществляться вхождение в профессиональную сеть. Я могу в качестве узла подключать не источник с данными (в понимании Тобина), а источник с информацией.

Этап 3. Мы присваиваем ту информацию, которую получаем. Соотносим ее со своим единичным (пока еще!) опытом. Это "наше знание". Да, я прочитала публикации о "перевернутом уроке", апробировала со студентами задания... Я знаю!... Но до этапа "мудрости - эвристики" я еще не дошла... 

Этап 4. Когда дойду? В контексте рассматриваемой темы я бы в качестве индикатора перехода на этот этап отметила создание пользователем своего узла в сети - ресурса, которым он готов делиться со своим профессиональным сообществом. И востребованность сообществом  этого ресурса и будет показателем "мудрости".

Вот как-то так...

3 комментария:

  1. Замечательные ответ и опыт! Свой узел в сети как показатель мудрости... пробую соотнести с куратором содержания, экспертом и преподавателем в сети (то, о чем мы вчера говорили).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, Иван.
      Говорите собеседнику то, что он хочет услышать, не то, что описываем реальность (например, узел в сети может быть не только показателем мудрости, но и глупости, конформизма и много чего еще) - и слияние стаи в экстазе вокруг вожака обеспечено.
      Может, существом дела займетесь, например, обучением, а не раздачей комплиментов щедрой экспертной рукой?

      Удалить
    2. Скажем так: узел в сети служит показателем уровня мудрости, который может варьировать от 0 до ....
      И, кстати, раздача комплиментов - важный элемент процесса обучения.
      А пост - действительно хорош, прежде всего личным опытом и личным взглядом автора.
      Успехов!

      Удалить