Поиск по этому блогу

четверг, 24 июля 2014 г.

Тема 3. Домашнее задание


Только что закончилась Skype-встреча и я стараюсь выполнить задание, поскольку темп обучения от темы к теме возрастает, а хочется еще "поймать" кусочек лета, которое просто ускользает...
В этой теме мы рассматриваем возможности интерактивного портфолио для сотрудничества. Да, согласна с коллегами, что портфолио, будучи отдельным узлом персональной профессиональной сети (я это вижу так), должно отражать ее наиболее значимые для профессионального сообщества узлы и связи, характеризующие основные направления профессиональной деятельности владельца.
Портфолио должно оптимизировать и  сократить путь к этим значимым узлам и связям (выполняя функции логиста), к тому распределенному знанию, которое характерно для этой сети. Отсюда вытекает очень важное требование интерактивности. Контент, сосредоточенный в этих узлах (блоги, дистанционные курсы, online-публикации, проекты и т.п.), должен провоцировать создание новых связей. Таким образом, можно рассматривать портфолио и как инструмент расширения профессиональной сети.
Очевидно, что на сегодняшний день, универсального инструмента, позволяющего создать портфолио как точку входа в персональную  профессиональную сеть,  нет. Конечно, можно говорить об инструментальных возможностях различных сервисов Web 2.0 или социальных сетей. Но это частичное решение проблемы.
Вот тут мы подходим к ответу на первый вопрос темы:
  • Профайл в социальной сети как интерактивное портфолио: потенциальные возможности (+ рекомендации?) и очевидные недостатки.
Профайл, на мой взгляд, можно считать компонентом (сегментом) интерактивного распределенного портфолио, отражающего деятельность только в определенной сети (сообществе и т.п.)...  Почему распределенного? Потому что есть, наверняка, другие сети (сообщества), в которых осуществляется профессиональная деятельность. Но относительно конкретной сети или сообщества, создать впечатление можно... Достаточно почитать ленту, например в G+, чтобы определить принадлежность к сообществам и понять сферу профессиональных интересов. Там же можно увидеть и количество "лайков", и профессиональные контакты... А это уже "общественное признание"...
В качестве примера могу привести профайл (для зарегистрированных пользователей!) в сообществе Nachalka.com. В нем отражены результаты нашей работы со студентами в этом сообществе. Там же отражаются круги общения, публикации в сообществе.


К слову сказать, в сообществе высокий уровень культуры представления результатов деятельности и педагогов, и детей:

В этом плане хотелось бы остановиться на том, как красиво смотрятся бейджики в этом профайле ;) Кстати, у меня есть значок сертифицированного преподавателя Google и  я этим очень горжусь! В этом контексте заинтересовала рекомендованная в подборке ресурсов по теме статья Сименко, И. (2013). Mozilla официально выпустила Open Badges 1.0 — открытый стандарт сертификатов для онлайнового обучения. Кстати, с этой статьи перешла на новый ресурс - "Джейлбрейк для высшего образования". Ключевая цитата: "сложившаяся ещё в средние века модель непрерывного обучения в стенах университета на протяжении нескольких лет совершенно не соответствует современным требованиям. Сейчас всё чаще говорят о «пожизненном образовании», о том, что диплом или учёная степень, полученные много лет назад, слабо связаны с реальными знаниями и квалификацией..." Рекомендую почитать...
  • Как Вы понимаете тезис о том, что интерактивное портфолио — это персональный сетевой проект?
Да, я согласна с этим мнением. Для доказательства достаточно провести лишь  небольшую параллель. Проект предполагает задание открытого типа... Да, портфолио тоже не имеет четких установок. Это задание открытого типа и с точки зрения содержания, и (тем более!) - формы...
Как в любом проектном задании должна быть четко сформулирована цель, задачи, средства ее достижения и, естественно, конечный продукт. И, конечно, видение и результаты деятельности автора. Поскольку цель так или иначе в нашем случае связана с профессиональной активностью и транслированием опыта в сообществе, то я бы добавила, что интерактивное портфолио — это социальный сетевой проект.

Из личного опыта использования портфолио...
В программу итоговой государственной аттестации уже в течение 7 лет входит презентационная часть достижений студента.

Структура визитной карточки студента:
  • Образовательные достижения студента: перечень сертифицированных (документированных и оцененных) индивидуальных образовательных достижений (по результатам обучения в дистанционном университете информационных технологий www.intuit.ru, обучения по программам Intel® «Обучение для будущего», Microsoft IT Academy, Академия Касперского, NetSchool и т.п.).
  • Методическое «портфолио»: перечень учебно-методических материалов и электронных ресурсов, разработанных в процессе обучения.
  • Оценочная часть: внешняя оценка и самооценка образовательных достижений и результатов внеурочной деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и т.п.); представление результатов деятельности в педагогических Интернет-сообществах и социальных сетях.
! Выделение сделано для блога...

Что заинтересовало еще?
Никак не отношу себя к специалистам в области коннективизма... И блог завела именно как блокнот/дневник - для записи и отчетности...
Тем не менее, за 10 дней 1050 посещений. Это однозначно свидетельствует о том, что тема курса однозначно интересна профессиональному сообществу...


Кстати, глядя на эту статистику, можно порассуждать и относительно инструментов, с помощью которых мы сегодня строим нашу сеть. Среди браузеров  абсолютный лидер Chrome, среди операционных систем - Windows...

8 комментариев:

  1. Ольга Федоровна, поясните, пожалуйста, чем "ИНТЕРАКТИВНЫЙ" портфолио отличается от вебпортфолио, т.е, собрания авторских произведений, размещенных в www открыто (не только для свободного чтения, но и для комментариев).

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Владимирович, здравствуйте! Я использовала терминологию авторов курса, чтобы не было разночтения. Я думаю, что мы ведем речь об одном и том же, просто акценты расставляем иначе. В случае с web-портфолио акцент делается на технологии его создания и способе размещения, хотя априори предполагается интерактивность (поскольку доступ к ресурсам осуществляется посредством гипертекса). Иван сделал акцент на профессиональной ценности портфолио для образования новых связей, но иначе, чем посредством web (это тоже однозначно) его не реализуешь...
    С огромным уважением, Ольга

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за пояснение. Ратую за web-портфолио не из-за технологии его создания и способа размещения, а из-за доступности содержательных материалов для заинтересованных из разных регионов (т.е. по социальным, а не техническим соображениям). Мы с Вами - единомышленники в том, что исходим из жизненных проблем, а не тех или иных авторов (конечно, соблюдая авторское право). Поставлю вопрос Ивану, как понимает "интерактивное" портфолио.
    Поклон другу из Самары. ВВ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владимир Владимирович, извините, но выпала на несколько дней из сети ;) Посетила чудный город в России - Соль-Илецк... Запись хэнгаута тоже еще не смотрела, возможно, что-то разъяснится, но...
      Веб-портфолио, по Вашему мнению, априори должно быть интерактивно, поскольку Вы говорите о доступности материалов и, видимо, возможности установить профессиональные контакты? Я согласна с этим!
      С глубоким уважением, Ольга

      Удалить
  4. Коллеги, не успел ответить здесь, как В. В. задал тот же вопрос в блоге курса (решил ответить там, чтобы все участники могли прочесть): http://codev14.blogspot.com/2014/07/blog-post_24.html?showComment=1406269866526#c8511389255011848666

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иван, спасибо за уточнение... Снова включаюсь в работу и учебу ;) По-моему, перечислены (квалификационный, презентационный, образовательный...) не типы портфолио, а их характеристические свойства. Например, квалификационное портфолио может быть и презентационным тоже, и интерактивным...
      Тема, конечно, закрыта, но есть возможность оставить "на подумать"...
      До встречи онлайн ;))

      Удалить
  5. По поводу терминологии: веб-портфолио может быть представлен в виде сайта, который особой интерактивность не отличается. А вот веб-портфолио, размещенный в сети, типа 4portfolio.ru или на зарубежных аналогах обладает ярко выражений интерактивностью, потому что можно комментировать каждую страничку. И эти комментарии видны другим пользователям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за уточнение, Светлана Валерьевна! По-моему,это разные типологические признаки. Если я делаю портфолио на Google-сайте, то я могу предоставить право комментирования страниц...

      Удалить